• Королев подарил США Луну, что бы завоевать Красную планету

    27 Декабрь 2011

    Рубрика: Назад в СССР

    В 1971 году мир могло бы потрясти величайшее событие в истории космонавтики – старт советской экспедиции к Красной планете. Экипаж из трех человек должен был высадиться на Марс, а спустя три года вернуться на Землю. Этот фантастический полет мог стать реальностью. Но не стал. Что же помешало Сергею Павловичу Королеву - идейному вдохновителю проекта – осуществить главную мечту своей жизни?

    • Космический пророк

    Сергей Королев – генеральный конструктор первых межпланетных кораблей, был при жизни “невидимкой”, человеком, имя которого, как важнейшая государственная тайна, было строго засекречено. Эта таинственная завеса упала лишь после его смерти, и тогда мир узнал, кто запустил на орбиту первый спутник, благодаря кому полетел в космос Гагарин и кто готовил первую марсианскую экспедицию.

    Файл:Sergey Korolyov.jpg

    Идеями покорения межзвездного пространства Королев увлекся в 27 лет в начале 30-х годов. Вместе с энтузиастами, мечтавшими о полете человека на Марс, он создает и возглавляет Группу изучения реактивного движения (ГИРД). Под его руководством 17 августа 1933 года была запущена первая советская ракета на жидком топливе конструкции Михаила Тихонравова – друга и соратника Королева. Начался отсчет развития эры советского ракетостроения. Через 27 лет в 1960 году они приступают к практической разработке межпланетного корабля.

    Но путь к этой цели был тернист. На пути Сергей Королев столкнулся с непониманием, завистью, отстранением от дела, необоснованным арестом в 1938 году, ссылкой на Колыму, работой в “шарашках” при НКВД. В 1946 году Королев назначен главным конструктором баллистических ракет дальнего действия.  Создавая ракетно-ядерный щит страны, он не забывал о межпланетном полете.

    В декабре 1959 года выходит постановление правительства “О развитии исследований по космическому пространству”, в котором были прописаны основные вехи межпланетных завоеваний. В частности, предусматривалось создание ракетно-космического комплекса для полета на Красную планету. Задолго до “Звездных войн” советская империя планировала создать в безвоздушном пространстве межпланетной ракетный комплекс (МРК) – своего рода стартовую площадку для полета на Марс. В условиях холодной войны началась великая космическая гонка, из которой СССР должен был выйти победителем. Соревновательный дух той поры выразил ближайший сподвижник Королева Борис Черток. Он сказал примерно так: “Очень хочется вперед американцкв ответь на вопрос – есть ли жизнь на Марсе?”.

    Королев наметил фантастическую цель – разогнать корабль с человеком до второй космической скорости, чтобы вырваться за пределы земного тяготения, и отправить его к ближайшей планете. Для этого разрабатывался тяжелый межпланетный корабль (ТМК) и ракета Н1, которая в 10 раз превосходила ракету Р-7, поднявшую на орбиту Гагарина.

    А пока шли работы над новым носителем, к Марсу в ноябре 1962 года отравляется первый автоматический зонд “Марс-1″, связь с которым была утеряна через несколько месяцев. В ноябре 1964 года по тому же маршруту направляется ”Зонд-2″, пролетевший в 200 тысячах километров от поверхности красной планеты. Но то тем временам и это стало сенсацией: наш аппарат прошел около Красной планеты на расстоянии почти вдвое меньше, чем от Земли до Луны, – первый шаг к Марсу сделан!

    На Земле Королев делает предварительные расчеты космического путешествия: полет туда и обратно займет почти три года.

    • Лунное затмение

    В 1961 году американцы жаждут реванш за первый спутник и первую человека в космосе. Президент Кеннеди заявляет: первым человеком на Луне будет американец. Эта программа  становится общенациональной – простые люди отдают свои доллары НАСА. Никита Хрущев решает: Луну американцам не отдавать. Были определены конкретные сроки – в июне 1967 года облететь Луну, а к сентябрю 1968-го установить на ней красное знамя.

    Главные конструкторы Владимир Челомей и Михаил Янгель, стремясь перехватить инициативу у Королева, предлагают Хрущеву свои варианты тяжелых ракет, в том числ и для полета на Луну. Их поддерживает Валентин Глушко – главный конструктор ракетных двигателей, который насмерть рассорился с Королевым. Причиной скандала двух академиков стал выбор топлива на Н1. Королев предлагал использовать жидкий кислород и керосин, Глушко – высокотоксичные кипящие компоненты. В итоге заказ на двигатели в КБ Кузнецова, где делали двигатели для самолетов Туполева. Королев планировал, что Н1 будет построена в 1965 году, но постановлением от 3 августа  1964 года высадиться на Луну раньше американцев поручается Королеву.

    Не имея возможности отказаться, он начал мучительные доработки марсианской ракеты Н1 под лунную программу Л3. Работы по ТМК отошли на второй план. В 1965 году проект лунной экспедиции был назначен Алексеей Леонов. В 1966 году Королев внезапно умирает во время простой, операции. В итоге несколько неудачных запусков Н1 и высадка американцев на Луну летом 1969 года вызвали растерянность у советского руководства. Производственные заделы и документация по марсианскому и лунному проектам были уничтожены. Воспоминания о том времени сегодня звучат как легенда.

    Звездные планы

    По замыслу Королева, советский звездолет представляет собой 5-этажный цилиндр переменного диаметра.

    Один из этажей жилой: включал в себя три индивидуальные каюты со всеми удобствами, комнату отдыха с библиотекой микрофильмов, кухню и столовою. На остальных  располагались рубка для управления всеми системами, медкабинет с тренажерами, мастерская, лаборатория, биологический отсек, убежище от радиации. А снаружи на корпусе ТМК размещались солнечные батареи и концентраторы (с их помощью солнечные лучи доставлялись растениям в оранжерее), радиаторы, жалюзи терморегулирования, антенны, люк с надувным шлюзом.

    Советски марсианский корабль проектировался как трехместные. Но как поведут себя три человека,  надолго изолирование от внешнего мира в замкнутом пространстве? Начались эксперименты по психологической совместимости экипажа. Для начала “выдержали” в течение месяца в изолированной камере двух человек. Затем в  1964 году уже полный экипаж – три человека (Андрей Божко, Герман Мановцев, Борис Улыбышев) – в “земном звездолете” уходят в “полет” на целый год. Для преодоления невесомости был создан комплекс “Орбита”, в котором два космонавта жили в режиме непрерывного вращения.

    Следующий этап, над которым ломали голову: обеспечение экипажа пищей, водой и воздухом. Сухой паек на три года утяжелял звездолет настолько, что на проекте можно было ставить крест. Нужно было производить продукты на борту. Тогда была спроектирована космическая оранжерея для выращивания овощей и зерновых культур. Были предусмотрены и ферма с животными – кроликами или курами, и система утилизации их отходов. А одноклеточные водоросли типа хлореллы поглощали был углекислый газ, выдыхаемый космонавтами, и давали в обмен кислород. То есть планировалось в упрощенном виде воспроизвести замкнутые биосистемы, действующие на Земле. Проект межпланетного комплекса был разработан, а летом 1962 представлен на рассмотрения экспертной комиссии и утвержден ее председателем Мстиславом Келдышем. Это позволяло Королеву развернуть работы по изготовлению ракеты Н1, разработке макета ТМК для наземных испытаний, создать отряд гражданских космонавтов для участия в программе.

    Успех был предрешен

    Сергей Павлович Королев, по свидетельствам хорошо знавших его людей, полет на Марс интересовал гораздо больше лунного полета.

    К тому же он прекрасно понимал, что средств на две крупномасштабные космические программы у государства не хватит, и предпочел “отдать” Луну американцам. В 1971 году он планировал начать длительную марсианскую эпопею. По мнению академика Мстислава Келдыша, советские космонавты могли в 1975 году осуществить пилотируемый облет Марса. И сделали бы это, будь жив гениальный конструктор, к тому же – раньше. Королев и при Сталине умудрялся проектировать ракеты, которые нравились именно ему, не военные, а чисто космические. А с Хрущевым у него сложились хорошие отношения. Как вспоминал ведущий конструктор по пилотируемым ракетно-космическим комплексам Владимир Бугров, только для разработки экспериментального марсианского корабля Сергей Павлович смог дополнительно привлечь 123 организации. Так что настойчивый конструктор пробил бы решение о старте на Красную планету. А там – как говориться, победителей не судят.


  • Ваш отзыв

    Почта (скрыта) *